Навигация:  Библиотека К-700 \ Гидравлическая система управления поворотом
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гидравлическая система управления поворотом

Поворот трактора осуществляется с помощью двух гидроцилиндров за счет углового смещения полурам относительно друг друга.

Схема гидросистемы управления поворотом

В систему управления входят следующие основные узлы: гидронасос 6, гидрораспределитель 12 с червячным редуктором, рулевая колонка 14, два гидроцилиндра 19, регулятор расхода 10, следящее устройство 18, гидробак 15, масляный радиатор 1 и гидроприводы.

Рулевая колонка

Рулевая колонка

Рулевая колонка — регулируемая и состоит из рулевого колеса 12, вильчатого соединения 5, трубы 1, валов 2 и 6, шарнира 3, педали 7, тяги 8, стопора 10 с пружиной 9 и сектора 11. Верхняя часть колонки подвижная, что позволяет регулировать угол наклона рулевого колеса к горизонту. Колонка имеет четыре фиксированных положения: три через каждые 5 ° от номинального положения при наклоне «на себя» и одно через 25 ° при наклоне «от себя». Последнее положение используется для отбрасывания верхней части колонки, что облегчает вход и выход водителя при посадке на сиденье. Наклон колонки осуществляется при домощи вильчатого соединения 5 вокруг осей 4, а передача вращения от вала 6 валу 2 с помощью шарнира 3. Верхняя часть колонки фиксируется с помощью стопора 10, поджатого пружиной 9 и вводимого во впадину сектора. Управление стопором производится при помощи педали 7. Подшипники шарнира смазываются долгоработающей смазкой и в процессе эксплуатации смазке не подлежат.

Гидронасос

Гидронасос 6, обслуживающий гидросистему управления поворотом трактора, — шестеренный, левого вращения, установлен на картере редуктора привода насосов.

Регулятор расхода

Регулятор расхода крепится к корпусу насоса со стороны выходного отверстия и служит для регулирования количества масла, поступающего в гидросистему управления поворотом трактора. Регулятор состоит из корпуса, в котором размещены плунжер 22 с пружиной 23, дроссель 9 и пробка 7 с регулировочным винтом 8.

При прохождении масла через отверстие дросселя 9 устанавливается перепад давления (давление перед дросселем выше, чем за ним); так как правый торец плунжера 22 связан с полостью К, а левый — через сверление L с полостью за дросселем, то плунжер, преодолевая усилия пружины 23, перемещается влево и масло, подаваемое насосом сверх 2 л/с, через отверстие сливается в гидробак.

С помощью регулировочного винта 8 сечение дроссельного отверстия регулируется так, чтобы при изменении подачи насоса (в связи с изменением частоты вращения коленчатого вала дизеля) в систему поступало бы постоянное количество масла (2 л/с), и тем самым обеспечивалась постоянная скорость поворота трактора в интервале рабочей частоты вращения коленчатого вала дизеля.

Гидроцилиндр

Гидроцилиндр

Гидроцилиндр состоит из следующих основных деталей: корпуса 8, передней крышки 10, задней крышки 1, штока 7 с поршнем 5, гидропровода 9 и шпилек 6; уплотнения как подвижных, так и неподвижных соединений выполнены в виде резиновых ушютнительных колец 4 круглого сечения и защитных колец 14 прямоугольного сечения.

Уплотнение штока дополнительно снабжено манжетой 11 и скребком 12 для очистки штока от грязи и пыли.

В головке штока 7 и в проушине задней крышки установлены шарнирные подшипники 13, через отверстия которых с помощью соединительного пальца производится крепление гидроцилиндров на тракторе.

Поступление масла в гидроцилиндр и слив осуществляются через угольники 15.

Следящее устройство

Следящее устройство связывает сошку 1 червячного редуктора с задней полурамой трактора и служит для согласования углов поворота рулевого колеса и полурам трактора.

Следящее устройство

Следящее устройство состоит из продольной 2 и поперечной 6 тяг. Шарниры тяг выполнены в виде шарового пальца и двух сухарей 12, зажатых пробкой 14.

Пружина 11 служит для компенсации люфтов в шарнирах при износе трущихся поверхностей. В шарниры тяг следящего устройства при сборке заложена долгоработающая смазка, замену которой следует производить при разборке узла.

Гидрораспределитель с редуктором

Гидрораспределитель с редукторомГидрораспределитель с редуктором состоит из следующих основных узлов: гидрораспределителя с червячным редуктором и присоединенных к корпусу гидрораспределителя коробок предохранительного гидроклапана 17 и запорных гидроклапанов. Гидрораспределитель служит для управления силовыми гидроцилиндрами и состоит из корпуса 16 золотника, золотника 9 и центрирующего устройства, состоящего из пружин 10 и плунжеров 12, на которые опираются шайбы 8.

Центрирующее устройство обеспечивает удержание и возврат золотников в нейтральное положение. В корпусе 16 золотника имеется пять кольцевых проточек, служащих для подвода и отвода масла. Для уменьшения протечек масла в гидрораспределителе диаметральные зазоры между золотником и корпусом должны быть минимальными, что достигается подбором пары золотник-корпус.

Гидрораспределитель шпильками 11 и гайками 13 скреплен с картером 5 червячного редуктора. Червячный редуктор состоит из картера 5, червяка 4 и сектора 3.

Червяк 4 вращается на двух игольчатых подшипниках 2. На верхнем коротком конце червяка выполнены шлицы, которые вводятся в зацепление с шлицевой муфтой приводного вала рулевой колонки.

На нижнем левом конце червяка установлены золотник 9, опорные шайбы 8 и упорные подшипники 7. Степень затяжки упорных подшипников регулируется гайкой 14 при сборке узла. Сектор 3 выполнен заодно с валиком и вращается на двух конических роликоподшипниках 22. Установка червячной пары и подшипников сектора производится прокладками 21.

Выходной конец вала сектора уплотнен двумя резиновыми кольцами 19. На валу с помощью конических шлицев и гайки закреплена сошка 18. На крышке 20 картера, торце вала сектора 3 и сошке 18 нанесены риски. При совмещении этих рисок сектор и сошка занимают положение, соответствующее прямолинейному движению трактора.

Предохранительный клапанК нижней части корпуса гидрораспределителя прикреплена коробка предохранительного гидроклапана, состоящая из корпуса 4, в котором размещены седло 5 гидроклапана, шарик 7, направляющая 8 и пружина 3. Гидроклапан с помощью винта 2 регулируется на давление перепуска всего потока 10,5+0,5 МПа (105+5 кгс/см2). Регулировочный винт фиксируется гайкой 9 и колпачком 1. К верхней части корпуса гидрораспределителя прикреплена коробка запорных гидроклапанов, в которой размещены запорные гидроклапаны 3 с пружиной 2 и толкатель 4. Запорные гидроклапаны служат для запирания полостей силовых гидроцилиндров при действии внешних сил на штоки.

Уплотнения стыков деталей и узлов выполнены с помощью уплотнитель-ных резиновых колец круглого сечения.

Разборка и сборка узла и все регулировки должны производиться только в случае необходимости в специальной мастерской подготовленными лицами.

Гидробак

ГидробакГидробак — общий для гидросистем управления поворотом и навесного устройства, расположен за кабиной трактора и состоит из следующих основных частей: корпуса 9, сваренного из двух штампованных половин, заливной горловины с фильтром 18 и крышкой 19 с сапуном, фильтров 3 и 6, обслуживающих каждый свою систему, сливного устройства 16 с пробкой 17 и магнитом. Фильтры одинаковы по конструкции и состоят из корпуса 12, центральной трубки 11, фильтрующих элементов 13 и крышки 14. В верхней части трубки 11 установлен предохранительный клапан 15, открывающийся при увеличении сопротивления фильтров и повышении давления 0,25—0,35 МПа (2,5—3,5 кгс/см2). При работе гидросистем масло к насосам поступает по заборной трубке 1, а возвращается по сливным трубкам 2 и 8. Пройдя фильтрующие элементы 13, масло через прорези в трубке 11 сливается в гидробак. В днище гидробака размещено сливное устройство, снабженное пробкой 17 и сливным штуцером 16, закрытым колпачком. Для слива масла необходимо снять колпачок и отвернуть пробку 17 на пять-шесть оборотов (не более). В верхних точках заборной трубы и полостей под крышками 14 по пути слива масла в гидробак установлены пробки 4, 5 и 7 для сообщения этих точек с атмосферой. Для предотвращения вытекания масла из гидробака при выполнении работ, связанных с заменой узлов гидросистем, пробки отворачивают на один-два оборота. По окончании ремонтных работ пробки 4, 5 и 7 должны быть закрыты. Пуск дизеля при открытых пробках категорически запрещается. Необходимо помнить, что при незакрытой пробке 5 на всасывающей трубе гидробака подтекание рабочей жидкости не наблюдается, поэтому ее герметичность контролируется состоянием уплотняющей шайбы и затяжкой пробки. Для контроля уровня масла на боковой стенке гидробака имеется смотровое окно.

Масляный радиатор

Масляный радиатор предназначен для охлаждения масла в гидросистемах управления поворотом и навесного устройства. При частоте вращения вала насоса свыше 1400 об/мин масло из регулятора расхода подается через радиатор, охлаждается в нем и поступает в гидробак. Масляный радиатор состоит из двух коллекторов 5, соединенных между собой трубками 2, к которым припаяна лента 3. В трубках для увеличения теплоотдачи установлены турбулизаторы 4.

Работа гидросистемы управления поворотом

При работе гидросистемы насос 6 нагнетает масло в регулятор расхода 10. Основной поток масла (2 л/с) направляется через дроссельное отверстие к гидрораспределителю 12, а избыток масла, отжимая плунжер, сливается через радиатор 1 и сливной трубопровод в гидробак 15. Золотник гидрораспределителя в нейтральной позиции занимает положение, при котором образуются зазоры между кромками поясков золотника и кромками проточек в корпусе гидрораспределителя, при этом полости гидрораспределителя соединены между собой и со сливом, поэтому масло, поступающее в полость В, возвращается в гидробак. В этом случае запорные гидроклапаны в коробке 20 запирают полости гидроцилиндров, которые воспринимают внешние нагрузки и препятствуют самопроизвольному изменению направления движения трактора.

При увеличении свободного хода рулевого колеса свыше 0,6 рад (35 °) необходимо произвести его регулировку. Поворот на некоторый угол рулевого колеса, а следовательно, и червяка вызывает осевое смещение золотника гидрораспределителя, так как сектор червячной пары в это время неподвижен благодаря жесткой его связи через следящее устройство 18 с задней полурамой 16 трактора.

Осевое смещение червяка сопровождается сжатием пружин центрирующего устройства, вследствие чего к рулевому колесу должно быть приложено некоторое усилие.

При перемещении золотника влево полость Д перекрыта, а масло из полости В направляется в полость Г и далее в полость Е коробки запорных гидроклапанов. Под воздействием масла открывается правый гидроклапан и перемещается толкатель, который открывает левый гидроклапан. Масло поступает в рабочие полости гидроцилиндров и одновременно сливается из противоположных полостей в полость Ж коробки запорных гидроклапанов и далее через полости Б и А гидрораспределителя в гидробак.

При перемещении золотника гидрораспределителя вправо масло поступает из полости В в полость Б и далее в полость Ж клапанной коробки и к гидроцилиндрам.

Давлением масла в гидроцилиндрах полурамы трактора разворачиваются относительно друг друга; сектор через следящее устройство разворачивается в сторону, противоположную смещению золотника, и усилием пружин центрирующего устройства золотник возвращается в нейтральное положение; разворот полурам прекращается.

Для продолжения поворота трактора необходимо дальнейшее вращение рулевого колеса. Во время поворота трактора, особенно при резком изменении направления вращения рулевого колеса и при выходе его из крайних положений, могут наблюдаться одиночные периодические толчки от срабатывания запорных гидроклапанов, что не является признаком ненормальной работы системы. При повышении давления в гидросистеме свыше 9 МПа (90 кгс/см2) предохранительный гидроклапан 21 открывается и масло направляется в гидробак. Полость между плунжерами центрирующего устройства соединена с полостью В, поэтому при вращении рулевого колеса, кроме усилия пружин центрирующего устройства, преодолевается усилие от давления масла в системе, действующее на плунжеры. С увеличением сопротивления колес трактора повороту давление в системе повышается и несколько увеличивается усилие, прикладываемое к рулевому колесу, что создает у водителя «чувство дороги».