Навигация:  Библиотека К-700 \ Электрооборудование
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Электрооборудование

Система электрооборудования трактора — однопроводная, минусовые клеммы как источников электроэнергии, так и потребителей соединены с корпусом («массой») трактора. Напряжение в сети смешанное: 12 и 24 В. 24-вольтовые цепи имеют стартер и электродвигатель маслозакачивающего агрегата на тракторе К-701 и только стартер на тракторе К-700А, так как маслозакачивающий агрегат на тракторе К-700А отсутствует.

Источниками электроэнергии служат аккумуляторные батареи и генератор переменного тока со встроенным в крышку кремниевым выпрямителем, работающий совместно с реле-регулятором. Основными потребителями электроэнергии являются стартер; электродвигатели привода маслозакачивающего агрегата, отопителя, вентилятора-пылеотделителя, нагнетателя системы подогрева, вентилятора водителя; спираль подогрева топлива; свеча накаливания; система освещения и сигнализации; контрольно-измерительные приборы.

Описание устройства генератора и стартера, а также указание по их эксплуатации и техническому обслуживанию приведены в инструкциях завода-изготовителя дизелей, которые прилагаются к тракторам.

Реле-регулятор

Реле-регулятор предназначен для автоматического поддержания напряжения в бортовой сети трактора в пределах 13,6—14,2 В — летом и 14—15,2 В — зимой, что необходимо для обеспечения нормальной работы потребителей и зарядного режима аккумуляторных батарей.

Регулятор не требует специального технического обслуживания. При проведении профилактических работ необходимо производить внешний осмотр регулятора, чистку от загрязнений, проверку надежности крепления регулятора и электрического контакта подводящих проводов.

Для изменения регулируемого напряжения при сезонной регулировке регулятор имеет переключатель сезонной регулировки «Зима-Лето», расположенный на задней стенке корпуса.

В процессе эксплуатации запрещается:
а) производить пуск дизеля при отключенном плюсовом проводе между генератором и регулятором, и длительное, более 2 с, замыкание зажимов В и Ш между собой, так как это приведет к возникновению повышенного напряжения в бортовой сети, опасного для потребителей;
б) замыкать зажим В на корпус;
в) неправильно подключать подводящие провода;
г) вскрывать регулятор в период гарантийного срока.

Аккумуляторные батареи

На тракторе устанавливаются две 12-вольтовые аккумуляторные батареи, по одной батарее с правой и левой стороны трактора. Каждая батарея состоит из шести двухвольтовых элементов, соединенных последовательно. При работе трактора батареи соединены параллельно, а при пуске батареи соединяются последовательно.

Схемы подключения аккумуляторных батарей

Переключатель аккумуляторных батарей

Переключатель предназначен для переключения аккумуляторных батарей с параллельного соединения (12 В) на последовательное (24 В) для питания стартера и электродвигателя привода маслозакачивающего насоса. Переключатель состоит из контактной коробки 2 с выводными клеммами 1 для присоединения проводов, электромагнита 6 с подвижным сердечником 7, контактов 9, подвижных контактных дисков (главного 4 и дополнительного 5), главных контактов 3 и дополнительных контактов 8.

На торце переключателя имеются клеммы: +Б1, +Б2, –Б2, РС, М. К этим клеммам подключаются следующие провода:

  • к клемме +Б1 — провода от плюсовой клеммы левой аккумуляторной батареи и от клеммы «минус» указателя тока;
  • к клемме +Б2 — провод от клеммы стартера, которая в свою очередь соединена с клеммой «плюс» правой аккумуляторной батареи;
  • к клемме –Б2 — провод от минусовой клеммы правой аккумуляторной батареи;
  • к клемме РС — провод к обмотке электродвигателя маслозакачивающего агрегата, провод к клемме реле включения стартера;
  • к клемме М — провод от клеммы выключателя «массы».

    На боковой поверхности переключателя имеются две клеммы обмотки электромагнита, к которым подключаются провода: от кнопки включения переключателя и от «массы» трактора.

    Электрическая схема включения стартера

    Электрическая схема включения стартера При нажатии на кнопку 81 срабатывает выключатель массы К2, соединяя минусовые клеммы аккумуляторных батарей с корпусом трактора. Одновременно на щитке приборов загорается контрольная лампа Н, сигнализирующая о включении «массы».

    Для пуска дизеля необходимо предварительно нажать на кнопку 82. При этом подается питание на обмотку переключателя аккумуляторных батарей К1. Аккумуляторные батареи СВ1 и СВ2 переключаются с параллельного на последовательное соединение, и одновременно с клеммы РС через замкнутые контакты переключателя К1 питание подается на электродвигатель М2 маслозакачивающего агрегата. При достижении давления в системе смазки дизеля не менее 0,15 МПа (1,5 кгс/см2) можно включить стартер М1. Для этого, не снимая усилия с кнопки 82, необходимо включить включатель В1, имеющий фиксированное включенное положение. Через включенные контакты В1 получает питание обмотка реле КЗ. Контакты реле замыкаются, и питание получают втягивающие и удерживающие обмотки электромагнитного реле стартера. При втягивании сердечника этого реле внутрь шестерня стартера входит в зацепление с венцом маховика коленчатого вала дизеля, а контакты стартера замыкаются, соединяя плюсовую клемму правой аккумуляторной батареи, на которой напряжение 24 В, с обмотками электродвигателя стартера. Таким образом осуществляется запуск дизеля.

    В схеме включения стартера предусмотрена блокировка, не позволяющая запустить дизель при включенном режиме. Для этой цели служит выключатель 83 блокировки стартера. Диод V служит для гашения э.д.с. самоиндукции обмотки тягового реле стартера.

    Электросхема включения стартера на тракторе К-700А отличается тем, что в ней отсутствует электродвигатель привода маслозакачивающего агрегата.

    Выключатель массы

    Выключатель массы с дистанционным управлением предназначен для отключения аккумуляторных батарей от «массы» при выполнении ремонтных, монтажных и других работ по системе электрооборудования трактора, а также при длительных стоянках трактора с целью уменьшения их разряда.

    Выключатель управляется кнопкой, установленной на щитке приборов. В верхней части корпуса выключателя установлен электромагнит, сердечник которого вместе со штоком отводится в верхнее крайнее положение с помощью пружины; в нижней части корпуса на основании установлен запорный механизм, состоящий из нажимной пластины, стержня, упора и пружины 4. Подвижное контактное устройство, жестко соединенное со стержнем, приводится в движение при помощи штока электромагнита. При запитывании электромагнита током сердечник, преодолевая усилие пружин через нажимную пластину, начнет давить на стержень, передвигая его вниз; при переходе через перемычку основания под воздействием пружины упор выдвинется и зафиксирует контакты во включенном положении. Первыми замкнутся дополнительные контакты, а при дальнейшем нажатии сердечника электромагнита на стержень входят в соединение с неподвижными контактами основные подвижные контакты.

    После этого минусовые клеммы батарей соединяются с «массой» трактора, так как к одной из клемм подходит провод от «минуса» батарей, а вторая клемма соединена медной перемычкой с «массой» трактора. При выключении выключателя необходимо вторично запитать током обмотку электромагнита, в этом случае шток нажмет на нажимную пластину, последняя своей закругленной частью нажмет на упор и освободит его. Под воздействием пружин стержень вместе с подвижным контактным устройством займет крайнее верхнее положение, при этом контакты выключателя разомкнутся. Первыми размыкаются основные контакты, а затем дополнительные (искрогасяшие).

    Звуковой сигнал

    Звуковой сигнал — электрический, постоянного тока, установлен на облицовке (слева) под капотом, предназначен для звуковой предупредительной сигнализации. Силу звука сигнала регулируют, уменьшая или увеличивая зазор между якорем и электромагнитом. Для этого следует снять лючок крышки сигнала, отвернуть зажимную гайку над резонатором и повернуть отверткой центральный стержень. Вращение стержня вправо вызывает уменьшение силы звука, влево — увеличение. Во время эксплуатации трактора необходимо оберегать сигнал от повреждения и следить, чтобы контакты прерывателя плотно прилегали друг к другу, а их контактные поверхности были чистыми.

    Электропровода

    На тракторе для соединеия всех узлов электрооборудования применены провода марки ПГВА сечением от 1 до 2,5 мм2. На концы каждого провода надеты полихлорвиниловые трубки с номерами, соответствующими номерам данного провода по схеме.

  •